Заместитель заведующего по ВМР

 

Карасюк Валентина Сергеевна

"Изменяться, сохраняясь, или продолжаться, меняяясь, - вот что поистине составляет нормальную жизнь  человека,  и cледовательно, прогресс"                        
                 Пьер Леру                                                                                                       
Модель
образовательного процесса МДОУ ДС «Теремок» в соответствии ФГОС ДО
 
Образовательный процесс в ДОУ строится, учитывая:
  • контингент воспитанников,
  • индивидуальные и возрастные особенности воспитанников,
  • социальный заказ родителей
При организации образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Образовательный процесс подразделен на:
  • организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, самообслуживание и элементарный бытовой труд, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, познавательно-исследовательская, коммуникативная;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ООП дошкольного образования.
Постороение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога (Приложение 1)
При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности, главным из которвх является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются вов се виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.
Построение образовательного процесса строится на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывая специфику дошкольного учреждения
                                                                                      
Основные принципы образовательного процесса
1. Со-действие и со-трудничество
2. Обогащение развития
3. Позитивная эмоциональная атмосфера и положительные эмоции
4. Работа в зоне ближайшего развития
5. Поддержка детской инициативы и интересов
6. Право на ошибку
7. Всемерная поддержка игры
8. Соавторство педагогов и вариативность построения программы
 
 
"Профессиональный стандарт педагога" (извлечения)
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 октября 2013 г. N 544н
 
Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя),
отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования
Педагог дошкольного образования должен
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
 
Несколько позиций, по которым можно оценивать педагога, работающего в инновационном режиме:
1. Степень ответственного отношения к делу.
2. Мотив педагогической деятельности: призвание — старание — случайность.
3. Приоритеты в организации работы: поиск нового — набор известных приемов.
4. Отношение детей: любовь — уважение — боязнь.
5. Отношение родителей: уважение — неприятие — «никакое».
6. Отношение коллектива: стремление к лидеру — ровное — отчуждение.
7. Кругозор.
8. Воспитанность: тактичность — низкая культура — конфликтность.
9. Позиция на педсоветах, совещаниях: активен — участвует — отмалчивается.
10. Степень профессиональной открытости: охотно делится опытом (часто проводит открытые уроки) — после уговоров — иногда.
11. Моральные правила: принципиальность — невмешательство — игра в «правду».
12. Чувство юмора.
13. Коммуникабельность: открытость — сдержанность — «все в себе».
Данная система оценки является открытой, т.е. она может быть дополнена или сокращена. Первые три позиции имеют принципиальное значение для организации инновационной деятельности в коллективе.
Требования
к руководителю детского сада, планирующему инновационную деятельность
Он должен:
1) уметь отличать реально выполнимые цели от ложных, недостижимых;
2) быть готовым предложить своим подчиненным ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий;
3) твердо знать, чего хочет достичь программа, четко сформулировать, к каким результатам приведет ее реализация;
4) уметь донести свои идеи до коллег таким образом, чтобы они не только поняли, но и приняли их, захотели осуществить;
5) иметь в коллективе группу единомышленников;
6) мыслить категориями успеха.