Учитель-логопед

Кто такой учитель-логопед?

Специалист, который занимается коррекцией нарушений речи у детей

Что входит в компетенцию учителя-логопеда

Его задача - всесторонне оценить состояние речи ребенка. Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов (специалисты называют это - «объемом словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Если ваш ребенок школьного возраста, то дополнительно к сказанному оценивается умение грамотно писать и бегло читать.

Кроме того, обычно возникает необходимость оценить состояние неречевых способностей ребенка. Необходимо выяснить, насколько развито образное мышление. Оцениваются способности ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли. Важно знать о том, как и во что умеет играть малыш, насколько богаты и разнообразны его игры.

Вопреки распространенному мнению учитель-логопед не только «ставит» звуки. Работа по развитию речи начинается с совместной  работы  учителя-логопеда с  воспитателем по коррекции у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценную речевую деятельность. В задачи учителя-логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, учитель-логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи. Если обнаружено какое-то отклонение в развитии речи от возрастной нормы, то задача учителя-логопеда - понять причины и механизмы этого отклонения, решить, кто и как сможет помочь ребенку, нуждается ли малыш в длительном коррекционном обучении с участием учителя-логопеда, лечении и других лечебно-восстановительных мерах.                                                                                                                                                      

Какими нарушениями занимается учитель-логопед

  • нарушения произношения звуков (дислалия и дизартрия);
  • нарушения ритма и темпа речи (заикание, реактивное заикание);
  • расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
  • недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия);
  • неправильный прикус;
  • заикание

Когда следует обращаться к учителю-логопеду

Занятия с  логопедом необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять речевые нарушения с возрастом становится все сложнее.

Советы учителя-логопеда

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.  По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Малышам очень полезно заниматься лепкой. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

скачать: Консультация для родителей "Делаем артикуляционную гимнастику вместе с детьми"

скачать: Консультация "Дыхательная гимнастика Для речевого развития"

скачать: консультация "Игры на развитие мелкой моторики и речи для детей с речевыми нарушениями"

скачать консультация " Как помочь ребенку преодолеть фонематическое недоразвитие?"

скачать: Информация для родителей "Родителям о развитий речи детей 4-5 лет"

скачать: консультация: "Речевая азбука для родителей младших дошкольников".

скачать: консультация "Речь детей с 3 до 4 лет"

скачать: информация "Норма речевого развития детей 4-5 лет"

скачать: информация "Нормы речевого развития детей от ОДНОГО ГОДА ДО ДВУХ лет"

скачать: консультация "Какие книгинужны для дошколят?"

скачать: "Советы не говорящим"